«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Доклад об иконописи Сергия Радонежского прозвучал на «Кирилловских чтениях»

Доклад об иконописи Сергия Радонежского прозвучал на «Кирилловских чтениях»

 

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике состоялась научная конференция «XII Кирилловские чтения», посвященная 90-летию со дня образования музея. В ней приняли участие сотрудники музеев, учреждений культуры, студенты областных вузов и школьники.

Темы сохранения объектов культурного наследия были широко представлены в программе конференции. Среди них, в пленарной части конференции прозвучали доклады главного инженера АУК ВО «Вологдареставрация», художника-реставратора Ольги Соколовой, главного хранителя Вологодского музея-заповедника Елены Виноградовой, художника-реставратора Ивана Федышина.

Открывая конференцию, директор музея Михаил Шаромазов отметил важность проведения Кирилловских чтений в юбилейный для музея год и то, что среди участников находятся коллеги из разных уголков области. «Нас не может не радовать широкая география специалистов, приехавших в Кирилло-Белозерский музей-заповедник с разных концов Вологодской области, – подчеркнул Михаил Николаевич, – сегодня в зале присутствуют люди, которые занимаются близкой нам тематикой, поэтому возможность услышать их выступления очень важна для нас с профессиональной точки зрения. И что немаловажно, на таких конференциях появляется живое общение и знакомство специалистов».

В своем сообщении О.А. Соколова остановиться на нескольких примерах иконописи, посвященных великому подвижнику земли Русской - Сергию Радонежскому, чей 800-летний юбилей празднуется в 2014 году.

С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавшие духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал.

Реставратор привела примеры иконографии в иконах и настенной живописи Вологодских храмах, которой не так много:

«Одно из древнейших сохранившихся изображений - «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», раннее произведении этого чуда находится на резном напрестольном кресте работы мастера Амвросия середины XV века. Иконы Явления Богоматери Сергию Радонежскому были особенно популярны среди паломников, приходивших в Троице-Сергиеву лавру на поклонение мощам радонежского чудотворца@ – отметила Ольга Александровна.

Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» имеется в храме Рождества Богородицы Вологды. Икона XIX века небольших размеров.

Одним из вариантов выявленной живописи может служить сюжет настенной росписи XIX века - «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» и в храме Сергия Радонежского в Великом Устюге. Реставрационные работы на этом памятнике будут выполнятся в 2014 году.

Наряду с этим, расширенная иконография святого представляется в житийных иконах. Так образ Сергия Радонежского входит в сюжеты «Избранные святые», «Собор Ростовских чудотворцев», «Спас Смоленский». Примером этого служит уличная фреска на восточном фасаде церкви Дмитрия Солунского в Великом Устюге (1700-1708 г.г.), на которой в молении припали святые: слева – Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, справа – Иоанн Устюжский, Дмитрий Солунский и Сергий Радонежский.

В тексте Жития так же говорится, что в своем сердце («на сердци имеа») преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской, общежительской традиции - Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих. Монахи Киево-Печер­ского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвиж­ничества и прежде всего для Сергия Радонежского.

И в этом плане иконография киево-печерских святых очень ярко отражена на иконе «Богоматерь Печерская» из Вологодского Государственного музея-заповедника. Центральная часть иконы,  отреставрированная в 20012 году реставратором О.А. Соколовой, отведена Сергию Радонежскому. Еще не так давно эта икона находилась под толстым потемневшим слоем олифы, из за которого практически не было видно сюжета. После реставрации мы видим яркий колорит авторской живописи и можем говорить о ее иконографических особенностях.

Икона представляет яркий образец единства святых, оставивших яркий след во всей русской истории. Если деятельностью Феодосия Печерского связано само зарождение «истинного монашества», то с деятельностью Сергия Радонежского – его возрождение и новый духовный подъем. Жизненные пути этих «великих старцев», стали символами своего времени.

Возвращаясь к теме иконографии Сергия Радонежского хотелось бы отметить и икону «Страшный суд» (1783 г.) из собрания Вологодского государственного музея-заповедника. Сегодня раскрыта левая часть иконы, на которой в составе изображенных святых мы видим изображение лествицы и вознесения по ней монахов. В верхней части композиции вознесения основоположник русского монашества прп. Антоний Печерский, которого уже встречает на входе в Горнний Иерусалим основатель отшельнического монашества прп. Антоний Великий. За ним Феодосий Печерский, царь Авенир Индийский, и его сын царевич Иосаф. прп. Сергий Радонежский и на верхней ступени лествицы Кирилл Белозерский. На оливковом фоне в красивых монашеских одеяниях они двигаются вверх. В иконах Сергий Радонежский, представлен в окружении основоположников монашества. Не останавливаясь на особенностях иконографии, присутствующая оригинальность иконы выделяет ее среди многих.

Хочется надеяться, что иконография известного святого, благодаря исследованию специалистов, будет активно изучаться и далее.

Поделиться