«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Отреставрированная икона Серафима Саровского вернулась в возрожденную обитель

Отреставрированная икона Серафима Саровского вернулась в возрожденную обитель

 

24 января в филиале АУК ВО «Вологдареставрация» - Культурно-просветительский и духовный центр «Усадьбе Брянчаниновых» состоялась презентация отреставрированной иконы великого подвижника Серафима Саровского из Павло-Обнорского монастыря.

Встреча-презентация проводилась в рамках больших юбилейных дат 700-летия со дня рождения великого подвижника Сергия Радонежского, 100-летия начала первой мировой войны 600 лет со дня основания Павло-Обнорского монастыря. Мероприятие привлекло большой круг участников: представителей Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области; духовенства; работников культуры и гостей усадьбы.

Открыла презентацию главный инженер АУК ВО «Вологодареставрация», художник-реставратор высшей категории Ольга Александровна Соколова. Эпиграфом к мероприятию послужили слова Игнатия Брянчанинова: «Такова наша жизнь! В ней тишина и буря сменяют одна другую; а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо, — вера; ею мы усматриваем духовное небо — учение Христово. На этом небе сияет Евангелие — как солнце, Ветхий Завет — как луна, писания святых отцов — как звезды».

Настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий рассказал об истории и сегодняшнем дне однйо из древнейших на Вологодчине обители.

На встрече говорили о необходимости сохранения культурного наследия Вологодчины. Об участии подрастающего поколения в духовно-просветительских проектах и предстоящих программах сохранения памятников культуры в юбилейном году рассказала директор Духовно-просветительского центра дополнительного образования детей «Северная Фиваида», председатель общественного совета при УМВД Вологодской области Надежда Михайловна Тихомирова

Главный хранитель собрания Вологодского государственного историко-художественного музея-заповедника Елена Анатольевна Виноградова выступила с докладом об исследовании коллекции икон происходящих из Павло-Обнорского монастыря.

Наконец, все присутствующие смогли познакомиться с интересным и значимым памятником древнерусской живописи XIX – начала XX веков «Святой преподобный Серафим Саровский».

Икона написана на деревянной основе, в технике масляной живописи. В 2004 году была обнаружена в филенке дверей Воскресенского собора монастыря.

В 2011-2012 года она была безвозмездно отреставрирована в вологодской реставрационной мастерской «Образ Севера». На иконе выполнен полный цикл консервационно-реставрационных мероприятий. Трудоемким в работе было укрепление живописи, работа с древесиной и освобождение от четырех слоев масляной закраски. Икона является одним из изводов иконографии святого. Согласно описей внутреннего убранства храмов, присутствовавшие иконы были очень больших размеров. По характеру конструкции доски, и наличии шпонок, икона могла нести ростовое изображение Серафима Саровского.

Преподобный Серафим  Саровский - один из самых известных и почитаемых святых, слава которого распространилась далеко за пределы России, тем более его родного города Курска и места подвижничества святого - Саровской Успенской пустыни Нижегородской области.

Еще при жизни святого Серафима было написано несколько его портретов на холсте, в начале XIX столетия, «когда старцу было около пятидесяти лет», второй – «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Портреты принадлежат кисти художников Д. Евстафьева (в мантии и епитрахили, со скрещенными на груди руками, с четками) и С. Серебрякова (изображение вполоборота влево с прижатой к епитрахили правой рукой). «Именно портрет Серебрякова стал основой самого распространенного иконописного извода образа прп. Серафима», указывает исследователь иконографии святого, научный сотрудник музея им. А. Рублева Яна Зеленина.

Согласно истории, известно много примеров изображения образа, иконы с его изображением «помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют». Хотя известно немало случаев чудес и исцелений от портретов преподобного Серафима - живописных и даже гравированных, помещенных в изданиях его жизнеописаний.

Имя старца благоговейно произносилось в Царской семье, придворных кругах, среди интеллигенции, духовенства и простого народа, доходило до глубинок русской провинции. Венец его жизни - старческое служение - пришлось на время после войны 1812 года, когда в русском обществе явно обозначился поворот от западной культурной ориентации к национальным истокам. Празднование канонизации преподобного Серафима, в них в 1903 году принял участие император Николай II и члены Царского дома, стало великим духовным событием, итогом всенародного почитания старца в канун тяжелых исторических перемен.

Иконография Серафима Саровского мы можем встретить в самых разных произведениях искусства: в живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, финифти, но даже ранние образы преподобного Серафима, как правило, имеют иконописный характер.

Сравнительно малое время отделяет нас от его эпохи. Точно не известно, когда родился будущий старец - в 1754 или 1759 году. Если учесть доказательства современных историков и принять первую дату, окажется, что со времени его рождения прошло 260 лет, а со времени прославления в лике святых в 1903 году – 110 лет.

Завершилось мероприятие в усадьбы Брянчаниновых освещением отреставрированной иконы, при котором состоялось окрапление крещенской водой и отслужен молебен. Икона торжественно передана в Павло-Обнорский монастырь.

Отреставрированная икона «Святой преподобный Серафим Саровский» и возвращение ее в родную обитель, сможет внести маленькую частичку в сохранение культурного наследия Вологодчины и явиться праздником предстоящего года культуры.

Поделиться