«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Продолжаем серию статей, посвященную сочинениям победителей IV областного конкурса детских сочинений "Страницы Родины моей!"

Межуева Екатерина, 10 лет, город Вологда. 1 место в номинации «Просветитель». «Достопримечательности Вологодской области. Усадьба Брянчаниновых».

Впервые я посетила усадьбу Брянчаниновых в сентябре 2018 г. вместе с моей семьей. Туда мы отправились в выходной день в качестве прогулки. Я и предположить не могла насколько мне понравится поездка! Первым, что меня поразило – это красивый розовый дом усадьбы Брянчаниновых. Я долгое время рассматривала уникальную лепнину на фасаде дома. На территории усадьбы расположен большой парк и пруд.

В первое посещение усадьбы мне не удалось зайти внутрь дома, но я побывала в конюшне, где в одном из помещений увидела домашнюю утварь дома 18 века, а на стенах рассмотрела фото из архива семьи, на которых запечатлены увлечения семьи Брянчаниновых (охота, верховая езда). На территории усадьбы очень спокойно, и дышится легко. Мы побывали в храме. Рядом с ним расположено семейное кладбище рода Брянчаниновых.

Мне стала интересна история усадьбы и ее основателей, и я задалась целью изучить ее. Воспользовавшись работами краеведов на страницах интернета, я нашла статьи об истории рода Брянчаниновых и строительстве усадьбы. Свое исследование я начала с поиска данных о представителях рода Брянчаниновых. Вологодское дворянство недостаточно подвергалось исследованиям в генеалогическом плане.

Для получения подробной и объективной информации о родственных связях Брянчаниновых, живших в XVII – первой половине XVIII вв., были использованы многочисленные источники, наиболее важными из которых являются материалы писцового делопроизводства, опубликованные в печатных изданиях. Другим характерным источником XVII в. стали актовые материалы, также опубликованные в дореволюционных и современных изданиях. Различного рода челобитные, расписки, квитанции на получение средств, отписки по разнообразным вопросам позволяют сделать выводы о состоянии, служебном положении некоторых представителей рода.

По легенде, зафиксированной в ряде источников, в т.ч. и в житии святителя Игнатия, основателем рода Брянчаниновых был боярин Михаил Андреевич Бренко, оруженосец великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. Он был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.

«Доказательства, представленные в Департамент Герольдии» и подписанные императрицей Анной, свидетельствуют, что «дед Александра Семёновича Брянчанинова Андрей Михайлович Брянчанинов вступил в военную службу из дворян в 1713 году и был в походах, сражениях и атаках, в 1749 году от роду 56 лет отставлен с награждением за долговременную службу с бригадирским чином». Получается, что Андрей Михайлович родился в 1693 году и имел сына Семёна, служившего «во 2-м фузелёрном полку с 1765 года и оставлен с награждением от армии».

Александр Семёнович Брянчанинов, сын Семёна Андреевича, родился 7 мая 1784 года, скончался 19 апреля 1875 года (надпись с плиты в с. Покровском). «Служил в Александровском гусарском полку корнетом, от полевой службы уволен в 1803 году в статскую с повышением в чине». Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. В вологодском обществе был известен как строитель усадебного дома в своём имении, селе Покровском, а также как первый помещик, основавший на свои средства приходское училище для крестьянских детей .

Точных указаний о годе постройки нет, и имя архитектора неизвестно. По данным летописи, находящейся в архиве церкви имения, постройку дома можно отнести не позже как 1809-1810 гг.

«О литературных вкусах Александра Семёновича свидетельствует сохранившийся рукописный «Каталог книгам А.С. Брянчанинова 1806 года», где в систематическом порядке: «исторические», «географические», «путешествия», «трагедии», «стихотворения» и т.д. – дан перечень книг библиотеки, характеризующей её владельца как серьезного, много и внимательно читавшего человека. Среди книг, включённых в перечень, произведения Плутарха, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Корнеля, Шатобриана. Интересен дневник Александра Семёновича – «Записка дневная на 1842 год», который он вёл с января по сентябрь этого года, описывая события каждого прожитого дня, встречи с жителями города Вологды, наблюдения за погодой и т.д.»

Александр Семёнович женился на представительнице другой ветви Брянчаниновых, Софье Афанасьевне. В этом браке он имел четверых сыновей: Петра, Дмитрия, Александра и Семена. Это доказывается следующим документом: «Прошением на имя императора Николая Павловича, поданным 26 августа 1844 года».

 

Самым известным из древнего рода вологодских дворян Брянчаниновых был, несомненно, Дмитрий Александрович Брянчанинов, второй сын Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны. Он родился 5 февраля 1807 г. в селе Покровском. Дмитрий получил прекрасное домашнее образование, и, когда ему исполнилось 15 лет, отец повёз его в Петербург для продолжения образования. В столице Дмитрий закончил в 1826 г. военное инженерное училище в чине поручика и в этом же году подал прошение об отставке, решив уйти в монастырь.

Несколько лет он провёл в монастырях и был пострижен в монахи и наречён Игнатием. В результате долгой и кропотливой работы краеведов, удалось восстановить четырнадцать поколений рода Брянчаниновых, с конца XVI до конца XIX – начала XX вв. До наших дней сохранились и родовые усадьбы, принадлежавшие представителям разных ветвей Брянчаниновых, в сёлах Юрово и Покровское.

Чтобы увидеть одну из старинных дворянских усадеб, необходимо поехать в село Покровское Вологодской области. Усадьба Брянчаниновых, расположенная здесь, является памятником культуры и истории, памятником ландшафтного искусства федерального значения. В 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. Тогда же хозяин задумал строительство новой усадьбы неподалеку от сельского погоста, где покоились останки представителей рода.

 

Последние владельцы усадьбы Владимир и София Брянчаниновы, предупрежденные крестьянами об угрозе ареста, в 1918 году эмигрируют в Чехословакию, бросив почти все свое имущество. Затем они перебираются во Францию, а их дети в 1945 году – в Австралию. С 1924 до 1990-х годов в Покровском, на базе усадьбы находился санаторий для больных туберкулезом «Октябрьские всходы». В этот период главный дом подвергается серьезным перепланировкам, однако в относительно хорошем состоянии до нас дошел лепной декор особняка, а из подлинных элементов – деревянная витая лестница на второй этаж.

К счастью, уникальное сооружение было восстановлено. На основании зарисовок поместья, семейных архивов Брянчаниновых, ландшафтных планов и сохранившихся чертежей группа архитекторов под руководством С. Б. Лукомского разработала проект реставрации поместья. Восстановительные работы велись на этом объекте за счет средств администрации Вологодской области. В 2009 году восстановление усадьбы Брянчаниновых в Вологодской области было завершено.

 

Александр Семенович Брянчанинов устроил родовое гнездо на новый, европейский лад. Здание напоминает типичный французский загородный дом начала XIX века. Каменный двухэтажный дом в стиле классицизма объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. Снаружи он кажется небольшим, но на самом деле в нем два этажа и мансарда. В мансарде располагались две большие комнаты – одну, с окнами на село, занимали кабинет и спальня барина, вторую, обращенную в сад, – спальня и будуар хозяйки. Второй этаж был отведен под детские комнаты – всего у Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны Брянчаниновых было девять детей. На первом этаже находились: гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей, столовая, в которой проходили официальные приемы и семейные торжества, музыкальные, литературные и театральные вечера. Известно, что в Покровское в гости к радушным хозяевам часто приезжали губернаторы и правящие архиереи. В помещениях флигелей жила прислуга.

Особый колорит дому придают лепные украшения фасадов. Атрибуты воинской славы: шлемы, знамена, пики, конские головы – дань ратным заслугам представителей рода Брянчаниновых. Все элементы восстановлены в ходе реставрации. При реставрации усадьбы была выбрана краска, максимально приближенная к оригиналу, восстановлены деревянные полы из ценных пород дерева, комнатные светильники изготовлены по старинным образцам в Санкт-Петербурге. Элементы лепного декора – пальметты – в центральном и самом красивом зале дома – круглой столовой – выполнены вручную.

Кирпичный Покровский храм построен в 1810 году. Внутренняя дорожка – не более двадцати шагов – отделяет дом от церковной паперти. Слева от церкви расположен семейный некрополь.

Усадебный парк в Покровском – один из немногих дошедших до наших дней образцов ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Планировку парку задают восемь липовых аллей, геометрические линии которых, пересекаясь, образуют звезду. За последние годы село Покровское стало одним из самых популярных туристических мест края. На родину святителя также прибывают православные паломники со всей России.

Осенью прошлого года я приняла участие в конкурсе детского рисунка «Наследие земли Вологодской», проходившем в АУК «Вологдареставрация». Призового места я не заняла, но увидела, что памятник усадьбы Брянчаниновых очень популярен в работах моих сверстников.

Во второй раз, уже изучив историю усадьбы, я посетила этот музей с одноклассниками. Мы поехали туда на Рождественский бал. И я впервые зашла внутрь дома Брянчаниновых. Мы ходили по залам, слушая рассказ экскурсовода о временах, когда в доме еще жили Брянчаниновы. Мы предположили, как встречали Рождество в их семье, в каком зале была наряжена рождественская ель… А я четко представила, как вокруг этой ели водили хоровод все 9 девять детей Александра и Софьи Брянчаниновых.

В начале июля в парке усадьбы распускаются садовые колокольчики. На несколько дней все пространство верхней террасы парка заполоняют голубые цветы. Садовый сорт колокольчика завез в Россию из Голландии Петр I. Именно по этой причине я должна посетить усадьбу Брянчаниновых в третий раз, чтобы увидеть эту летнюю красоту усадьбы своими глазами.

2. Кругликова Вероника, 12 лет, город Вологда. 3 место в возрастной категории 10-13 лет. «Чаронда - очарование мертвого города».

Родина – это самое ценное, что есть у каждого из нас. «Страница Родины моей»… Сколько смысла в этой фразе. У каждого из нас эти страницы разнообразны и связаны с тем местом, где человек родился, рос. Мои страницы связаны с Вологдой. Вологодская область имеет множество интересных личностей, памятников и исторических мест, о которых можно говорить часами. Мне бы хотелось рассказать об одном уголке, давно заброшенном людьми, но хранящем в себе множество тайн.

На севере Вологодской области, находится село с интересным названием - Чаронда. Происхождение его большинство ученых связывает с саамским языком, что означает как "берег, поросший мхом", это соответствует действительности: на песчаных дюнах растут сосновые леса, под которыми раскинулись удивительные мохово-лишайниковые ковры. Имеется и другое толкование названия "Чаронда", связывают его с легендой, бытовавшей на Белом озере еще в XIX веке, о злом духе Черандаке, обходившем озеро каждую весну и оставлявшем за собой широкую щель во льду. А так как озеро Воже - ближайший сосед озера Белого, то не исключено, что Черандак жил и в нем.

 

Об этом таинственном месте складывались легенды. В нескольких километрах от Чаронды есть остров Спасский. Там находятся развалины Спасского мужского монастыря, да и сама земля намоленная. Один монах с острова полюбил девушку из Чаронды, но, так как он давал обет, они не могли быть вместе. Молодой человек нарушил свои клятвы, и каждую ночь ходил на свидание с возлюбленной по узенькой тропинке, которую он обнаружил прямо под поверхностью озера Воже. Какое-то время они были счастливы, но юноша был наказан: высшие силы затушили ночью его свечу, и разрушили каменную тропинку. Монах утонул, а девушка так и осталась ждать его в Чаронде. С тех пор у влюбленных есть примета: если им удастся добраться до Спасского монастыря, и принести там клятву верности друг другу, то даже высшим силам будет не по плечу разрушить их союз.

Чаронда – это единственный населенный пункт на западном берегу громадного озера Воже. Все берега озера Воже низкие, представляют собой болота, плавно переходящие в водную гладь. Исключение составляет часть западного берега, на котором и расположилась Чаронда - это одно из немногих мест, где можно пристать к берегу. Из источников можно сделать вывод, что появилась она в XIII веке, когда происходило освоение новых водных и земных торговых путей. Людей в эти места привлекало большое количество рыбы в озере, богатые грибные и ягодные леса, а сухой участок земли среди чарондских болот был удобным местом для поселения.

Статус города Чаронда получила в 1708 году, на этот момент в нем проживало приблизительно одиннадцать тысяч человек. Город Чаронда занимал очень выгодное положение, через него проходил Беломоро-Онежский водный путь. Именно это помогло Чаронде вырасти в весьма влиятельный центр. Но этот статус удалось удержать не долгое время. Пролегающий через населенный пункт торговый путь стал использоваться все реже и реже в связи с тем, что стали находить более удобные и новые способы переправки товаров. Уже в 1775 году Чаронда снова стала селом.

По местным легендам причиной вымирания Чаронды был не пересмотр торговых приоритетов, а нарушение многолетней традиции. В начале осени в городе каждый год проводился необычный обряд, верное отправление которого служило гарантом благополучия и достатка для чарондцев на весь будущий год. Считалось, что накануне определенного дня из окружавших город лесов выходили два оленя, один из которых становился своеобразной жертвой: его разрешалось убить и накормить его мясом жителей. Второй же должен уйти живым. Но, видимо, кто-то из охотников пожадничал, и перед очередным обрядом были убиты оба оленя. На следующий год из леса никто не вышел. Пришлось закалывать скотину, но и ее настигло несчастье: мор выкосил домашних животных. Да и в целом состояние сельского хозяйства оставляло желать лучшего: обильные урожаи остались только в воспоминаниях.

Удивительное и красивое место начало ветшать. Оставшиеся люди продолжали доживать скорее всего по привычке. Новые жители не появлялись. Старые деревянные дома не реставрировались, пристань на озере Воже постепенно рушилась.

Жемчужиной Чаронды можно назвать храм Иоанно-Златоустовского Чарондского, стоящий на берегу озера. Он построен в 1826 году на средства прихожан и добровольных дарителей. Из фотографий путешественников можно увидеть, что церковь неплохо сохранилась, на снимках можно рассмотреть внутреннюю роспись стен, очень красивые фрески, цельный купол.

 

В последние годы существования поселка в храме располагался генератор, обеспечивающий поселок электричеством, но и он сломался. Следовательно, электричества в Чаронде нет, нет здесь ни газа, ни света, ни дорожного сообщения. Летом сюда можно попасть на лодке, а зимой на буране. И даже в момент развития к селу Чаронда Вологодской области так и не была проведена ни одна дорога. Поэтому когда-то привлекательный город, превратился в город-призрак, забытый внешним миром.

На примере небольшого населенного пункта можно рассмотреть отрезок истории государства. И убедиться, насколько в древние времена развитие городов находилось в зависимости от торговых путей, которые через них проходили.

Я считаю, что нет надежды, что когда-нибудь там возродится жизнь. В Вологодской области много заброшенных населенных пунктов с более выгодным расположением. Археологов она привлекает в связи с тем, что там очень богатый культурный слой, а он очень интересен для исследований. Населенный пункт исчезает, навсегда уходит в прошлое. Скоро его не станет на земле, а в памяти людей останется лишь отзвук ее звонкого имени.....Чаронда. В этом слове - очарование дикой природы, богатых грибных, ягодных лесов, полного рыбы озера.

Я не теряю надежды, что когда-нибудь у меня появится возможность побывать в Чаронде… Окунуться в мир первозданной чистоты, естественности, почувствовать связь времен. Именно в таких местах, далеких от цивилизации, можно прикоснуться к прошлому.

3. Лебедева Александра, 16 лет, город Устюжна. 2 место в номинации "Хранитель". "Взгляд за горизонт».

Конец мая, тёплое весеннее утро, благоухающие кусты сирени. Старинная дворянская усадьба, окружённая парком с заросшим прудом. Как же я люблю бывать тут! Даниловское – родовое имение Константина Николаевича Батюшкова. Здесь прошли детские годы известного поэта, представителя раннего русского романтизма. Усадебный дом в Даниловском был построен в конце XVIII века. Это деревянное одноэтажное здание с мезонином, с флигелем с окнами из разноцветного витража, шестиколонным портиком и открытой галереей. Как приятно находиться в прохладном полумраке комнат усадьбы. Проходя по комнатам можно увидеть старинную мебель, предметы быта. Познакомиться с портретами представителей рода Батюшковых. Прислушаться к тишине, царящей в кабинете. Рассмотреть на полке в шкафу аккуратно расставленные томики стихов поэта. А за окном таинственно перешёптываются двухсотлетние липы. Здесь время словно замедляет ход, течёт плавно и неторопливо.

 

«Поклон даниловским соснам, людям и зверям. Чего бы я сейчас не отдал, чтобы вернуть даниловские времена…» - писал Александр Иванович Куприн, которому посвящена часть экспозиции в усадьбе. Александр Иванович неоднократно бывал в Даниловском. Здесь им написаны рассказы «Суламифь», «Изумруд», «Река жизни», задуман «Гранатовый браслет». Полюбившееся ему Даниловское А.И. Куприн описал в рассказах «Попрыгунья – стрекоза», «Завирайка» и некоторых других.

За 200 лет своего существования имение Батюшковых видело многих людей, переживало различные времена. Но самые трудные наступили после революции. У усадьбы появились другие «хозяева»: коммуна, совхоз, МТС, колхоз. В большом доме Батюшковых разместились конторы организаций и жилые квартиры. Веранда была разобрана, колонны убраны, а в старинном парке валялась ржавая техника и гулял скот. Наступило запустение.

И кто бы мог предположить, что в 1918 году в деревне Васильевское Тверской губернии в семье крестьян родился мальчик, которому суждено было стать спасителем усадьбы Батюшковых. Его имя Аркадий Бобров. Аркадий Васильевич Бобров – один из создателей музея Батюшковых и А. И. Куприна, библиотекарь, краевед, заслуженный работник РСФСР. В детстве он переболел чёрной оспой и корью, после чего почти ослеп. Аркадий Васильевич вспоминал: «Детство моё было нелёгким, лет с трёх я стал замечать, что другие люди видят лучше, дальше, чётче, чем я. И что бы они не делали, всё у них получается лучше. Другие ребята – мои ровесники, сначала чурались меня, дразнились, что больно меня задевало, но потом как-то смирились, приняли в свою компанию, и мне на душе стало легче». Он и не знал, что его ум и талант позволят ему в будущем смотреть далеко за горизонт. Несмотря на плохое зрение в начальной школе Аркадий стал лучшим учеником. Потом была учёба в Московском государственном библиотечном институте, работа в Великом Устюге, Великая Отечественная война, окопные работы, методическая работа в Вологодской областной библиотеке. В 1954 году Аркадий Васильевич с семьёй переехал в Устюжну, где стал заведующим районной библиотекой. Именно в Устюжне он увлёкся изучением истории рода Батюшковых и загорелся идеей создания музея. Но как это сделать? В 1960 году в Государственной библиотеке им. Ленина на всесоюзном совещании по работе с краеведческой книгой А. И. Бобров услышал о существовании народных музеев, которые создавались на общественных началах. «Народный музей! Вот он, приемлемый для нас вид музея. То, что не под силу маленькому, из трёх-четырёх человек, коллективу районного краеведческого музея, может сделать общественность, актив краеведов» - вспоминал А. В. Бобров. И закипела работа! Начался поиск потомков К. Н. Батюшкова и людей, помнящих А. И. Куприна. Проходил сбор книг, вещей и документов для музея. Центром работы стала районная библиотека. Работники библиотеки приобрели дореволюционные и советские собрания сочинений Куприна, Батюшкова, установили связь с учёными, литературоведами. Отправляли письма с запросами во все концы страны. Отклики в библиотеку стали поступать почти каждый день: приходили письма и бандероли из Москвы, Ленинграда, Вологды, Наровчата, Пензы и даже из Парижа. Итогом проделанной работы стало открытие 7 сентября 1960 года народного музея Батюшковых и А. И. Куприна. Музей занимал всего одну большую комнату и открывался раз в неделю. Продолжались поиски материалов для коллекции музея. Музей пополнялся новыми экспонатами, расширялась и его экспозиция. Так музей в Даниловском стал первым Купринским музеем в стране и первым народным в Вологодской области.

 

В 1965 году началась реставрация дома Батюшковых. Реставрация проходила в 2 этапа и длилась до 1987 года. В итоге кропотливого труда реставраторов под руководством О. Н. Никитина появились гостиная, детская комната, кабинет Ф. Д. Батюшкова (последнего владельца усадьбы), комната сестёр поэта, винтовая лестница на второй этаж. Однако Аркадий Васильевич с единомышленниками не останавливались на достигнутом. Стояла цель восстановить достопримечательность Даниловского – старинную библиотеку, состоящую из книг XVIII века. В годы революции она уцелела, поступила в Устюженский Краеведческий музей, но по распоряжению Наркомпроса её отобрали у музея и увезли в Ленинград. К счастью, в Устюженском Краеведческом музее сохранился каталог даниловской библиотеки, по которому было решено собрать дубликаты книг прежней библиотеки. И эта цель была достигнута! Через два года было собрано около двухсот книг, аналогичных тем, что были раньше в Даниловском. Аркадию Васильевичу удалось создать около музея дружный актив, насчитывающий около 40 краеведов, писателей, учёных, потомков Батюшковых, сотрудников библиотек и других музеев. Новая экспозиция Даниловского была открыта в 1987 году к 200-летнему юбилею К. Н. Батюшкова. Юбилей поэта отмечался с небывалым размахом! Вот так скромное начинание краеведов, их самозабвенный бескорыстный труд и поддержка общественности позволили сохранить усадьбу Батюшковых в селе Даниловское – единственный в стране мемориальный дом семьи поэта!

Каждый год в конце мая я бываю в Даниловском, ведь у Константина Николаевича Батюшкова 29 мая день рождения! В доме поэта звучат его стихи, к памятнику возлагают цветы, проходит межрегиональный конкурс чтецов «Отечески Пенаты». А завершается праздник чаепитием на открытой веранде. Работники музея поддерживают давние традиции усадьбы – здесь проходят рождественские ёлки, салонные вечера, фестиваль «Усадебные варения». И всё это стало возможным благодаря Аркадию Васильевичу Боброву и его единомышленникам!

4. Попова Екатерина, 14 лет, город Вологда. 2 место в возрастной категории 14-18 лет. "Чудо архитектуры в Великом Устюге - церковь Симеона Столпника.

Снова пришла зима, и я отправилась в очередное путешествие по родному краю, в город Великий Устюг.

Великий Устюг – это уникальный музей под открытым небом. Традиционными объектами посещения Великого Устюга остаются многочисленные памятники архитектуры. Панорама города с купеческими особняками и белокаменными церквями, сверкающими золотистыми куполами, никого не оставит равнодушным. А зимой, припорошенные снегом, они кажутся вышедшими из сказки!

На этот раз я познакомилась с одной из достопримечательностей города, объектом культурного наследия, Церковью Симеона Столпника.

«Почему именно эта церковь меня заинтересовала?»- спросите вы. Когда я просматривала достопримечательности Великого Устюга, то заметила, что церковь Симеона Столпника отличается от других церквей и храмов города. Конечно же изюминкой являются ее красно-оранжевые стены и изумрудные купола. Это единственная церковь Великого Устюга, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко.

Храм Симеона Столпника расположен во второй части города, далеко от исторического центра и городской суеты, на берегу Сухоны. Приехав на улицу Энгельса 1, я увидела старую часть города, с маленькими деревенскими улочками, деревянными частными домами, окруженными березами. С берега открывался красивый вид на реку и великоустюжские просторы. Конечно же храм поразил меня своей красотой.

Для его описания очень подходит отрывок из стихотворения Валентины Ушаковой «Храм Божий»:

«Храм Божий на горе стоит,

Небесным светом освещенный.

Секреты древности хранит,

Луной и солнцем озаренный.

Добро несет в своих чертах

И звук, застывший в нем на веки.

Звук, что звучит в наших сердцах

Лишь только прикрываем веки…»

 

Конечно же он хранит секреты древности, потому что построен еще в середине XVIII века на средства устюжского купца И.Я. Курочкина.

И летом он не менее красив и величественен, чем зимой. Его зеленые купола отлично гармонируют с листвой деревьев, и на фоне этой зелени стены выделяются необычным цветным пятном.

Церковь Симеона Столпника – один из замечательных памятников устюжского зодчества.

Она двухэтажная и состоит из двух частей: верхнего холодного и нижнего теплого храма.

Плоские пилястры (в переводе колонна) увенчанные уникальными изразцовыми капителями (в переводе голова, венчающая часть колонны или пилястры) украшают стены. Эти капители замечательные изделия талантливых устюжских гончаров, почти не имеют аналогий во всей русской архитектуре XVIII в. Они придают облику храма необычайную нарядность и торжественность. Особенно богато убранство западного фасада. Здесь и круглые окна над боковыми порталами приделов, и пышный фронтон в центре, и открытая паперть-терраса с двух маршевой лестницей, ведущей к главному входу в храм.

Лестница выглядит очень необычно и на ней я сфотографировалась. Стоя на ступеньке, я представила себе, что по этой лестнице спускалась в XVIII-XIX веке какая-нибудь барышня в пышном платье и шляпке, пришедшая в церковь. Возможно, это могла быть и невеста в подвенечном платье под руку с женихом, которая приехала в церковь венчаться. А внизу стояли многочисленные гости и поздравляли новобрачных. После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью.

Этот храм, действующий, и там проходят церковные службы. Интерьер поражает своим убранством и необычайным богатством отделки. Стены и своды покрыты искуснейшей лепниной. Большой, трехъярусный, изящной работы иконостас, украшен необычайно пышной резьбой. Иконы написаны одним из лучших устюжских иконописцев XVIII века Василием Колмогоровым.

Рядом с храмом стоит колокольня. Ее декоративное убранство по своему характеру очень близко к храму, однако изразцовые капители пилястр на ее фасадах богаче и разнообразнее. Колокольня завершена шпилем, что характерно для соответствующего периода русского зодчества.

 

Великоустюгский музей – заповедник приступил к научной реставрации этого уникального памятника архитектуры. На данный момент еще остаются не отреставрированными терраса и лестница. Очень хочется, чтобы начатое благое дело в скором времени завершилось. Потому что от нашего отношения к прошлому, полностью зависит, останется ли для следующих поколений память: старинные церкви и храмы.

Для себя я сделала открытие, оказывается и в Вологодской глубинке есть очень необычные памятники архитектуры, на которые очень хочется смотреть и восхищаться их красотой.

В самом конце хочу сказать несколько слов о наших замечательных людях. Это талантливые архитекторы и иконописцы того времени, создавшие шедевры строительства в русской культуре. И, конечно же, наши современники, чьи труды направлены на сохранение памятников архитектуры. Большое спасибо реставраторам, строителям, каменщикам и плотникам, сохраняющим старинные объекты культуры для наших потомков.

5. Гришин Лев, 7 лет, город Устюжна. 4 место в возрастной категории 7-9 лет. "Устюжна. Любимое место".

Я живу в маленьком старинном городе Устюжна, основанном более семи с половиной столетий назад, где протекает чистая, неторопливая река Молога, разделяющая его на две части. Летом наш уютный городок утопает в зелени черёмух, сирени и акаций, зимой он удивляет белоснежным убором парков и скверов, а осенью радует глаз зелено-жёло-красным разноцветьем кленов, берёз и лип. Проходя по улицам, можно любоваться маленькими деревянными домиками с резными наличниками, каменными купеческими особняками и старинными храмами. Смотришь на Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Казанскую Церковь Иконы Божьей Матери, усадьбу Я.М. Поздеева и радуешься, что такие удивительные памятники архитектуры создали предки и сохранили до наших дней.

 

Я каждый день любуюсь Храмом Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на Соборной площади, в самом центре города. Это мой любимый памятник архитектуры, который был построен в 1690 году на пожертвования жителей города. Храм получился большим и просторным. Над ним возвышаются золотые луковицы куполов, которые в солнечную погоду ярко сияют над городом.

В самом храме находится иконостас с уникальными иконами, сохранившимися до наших дней. В конце 1936 года были разрушены колокольня, центральные ворота и ограда собора, но эта красота сохранилась на картинах, изображающих Собор. Остаётся сожалеть об утраченном величии. С 1936 года в храме стал располагаться краеведческий музей. Он там находится и сейчас. Работники музея чтят старину, бережно относятся к собранным экспонатам. А жители и гости города с удовольствием посещают этот архитектурный памятник.

 

Недавно мы с одноклассниками и родителями побывали в музее и участвовали в краеведческой квест – игре. Это незабываемое мероприятие! Оказалось, что мы мало знаем об истории родного города, а игра помогла открыть много нового и интересного.

В нашем музее несколько залов. Первый знакомит с историей основания города и изделиями кузнецов и ремесленников, во втором – иконостас. Мне же больше всего нравятся два зала. В одном из них располагаются чучела птиц и животных, обитающих в наших краях, а в другом - прекрасные картины и старинные изделия фарфоровых заводов прошлых веков.

Моя малая родина- город Устюжна, самобытен и прекрасен. Я его люблю - невозможно не влюбиться в эту красоту! И мне хочется, что бы как можно больше людей приезжали в наш город и своими глазами увидели все наши старинные здания и Соборы. Ещё бы мне хотелось, чтобы люди берегли и сохраняли памятники архитектуры, в них история нашей великой и могучей страны, в них память и дух нашего народа!

6. Ипатов Андрей, 14 лет, город Грязовец. 3 место в возрастной категории 14-18 лет. "Усадьба Брянчаниновых".

11 июня 2015 года была свадьба моего брата. После регистрации все гости отправились в усадьбу Брянчанинова, что находится селе Покровское нашего Грязовецкого района. Здесь я никогда до этого не был, и мне казалось, что эта поездка будет скучной и нудной. А вот дедушка, Павел Александрович, очень хотел побывать здесь, так как он родился и всю жизнь прожил недалеко отсюда, в деревне Балагурово. Он рассказывал, что бывал здесь давно, в девяностых годах 20 века, и видел все в запустении. Поэтому ему было интересно, что здесь изменилось и почему сюда сейчас приезжают туристы.

День нашего приезда в усадьбу был солнечный, веселый, так как это, все-таки, свадьба. А во-вторых, вокруг усадьбу находится парк, и мы по нему погуляли.

Дедушка сказал, что не ожидал увидеть усадьбу в таком порядке. Он с большим удовольствием рассматривал все, но особенно его заинтересовали хозяйственные постройки, деревянная конюшня, так как он долгое время работал с лошадьми.

К моему удивлению, нашим гостям и даже мне здесь было интересно. Мы с удовольствием слушали экскурсовода, походили по дому, посетили церковь. Посещение усадьбы оставило самое приятное впечатление.

 

Но вот недавно на уроке русского языка нам задали сочинение: описать памятник архитектуры. И я вспомнил об этой поездке в усадьбу Брянчанинова. Конечно, мне пришлось обратиться к разным материалам, прежде всего, посмотрел информацию в Википедии.

Я узнал, что усадьба Брянчаниновых — дворянская усадьба начала XIX века в селе Покровском Грязовецкого района Вологодской области. Построена в стиле раннего классицизма. Памятник истории и культуры федерального значения и памятник садово-паркового искусства регионального значения. Усадьба известна также тем, что в ней родился и вырос Дмитрий Брянчанинов, будущий епископ Кавказский и Черноморский Игнатий, канонизированный Русской православной церковью в лике святителей.

В состав усадьбы входят главный дом с флигелями и галереями (1809—1810), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1811), некрополь Брянчаниновых (XIX век), парк с прудом (начало XIX века), конюшня (2-я половина XIX века) и погреб (2-я половина XIX века). Отреставрирована в 2009 году.

Усадьба Брянчаниновых — фамильное имение старинного русского дворянского рода Брянчаниновых. Село Покровское вероятно было пожаловано Брянчаниновым в качестве поместья за военные заслуги в XVII веке. В 1803 году имение наследовал Александр Семёнович Брянчанинов, который и решил рядом с фамильным кладбищем в Покровском построить новую усадьбу.

Строительство главного дома усадьбы было осуществлено в 1809—1810 годах по проекту местного архитектора Александра Сапожникова. В 1811 году на фамильном кладбище рода Брянчаниновых была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1820 году усадьба была перестроена известным московским архитектором А. С. Кутеповым. Покровское принадлежало Брянчаниновым до 1918 года. Последними владельцами имения были Владимир и София Брянчаниновы, которые после Октябрьской революции вынуждены были покинуть Россию.

В 1924 году на территории усадьбы был организован санаторий «Октябрьские всходы», который размещался там до начала 90-х годов XX века. За этот период здание несколько раз перестраивалось. Покровская церковь была закрыта и переделана под склад. Тем не менее благодаря руководству санатория усадьба в целом сохранилась в историческом виде до 1960 года, когда она была взята под государственную охрану. В 90-е годы двадцатого века после закрытия санатория усадебный комплекс быстро пришёл в упадок.

В 1997 году на основании сохранившихся чертежей А. Сапожникова, зарисовок здания, ландшафтных планов, семейных архивов Брянчаниновых, а также фотографий и описаний искусствоведа Г. К. Лукомского под руководством архитектора С. Б. Куликова был разработан проект реставрации усадьбы. Ремонтно-реставрационные работы были завершены в 2009 году.

 

В настоящее время в усадьбе размещается культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» — филиал АУК ВО «Вологдареставрация». Здесь же размещена музейная экспозиция, повествующая о жизни села Покровское, о святителе Игнатии, других представителях рода Брянчаниновых, а также рассказывающая о научной реставрации усадебного комплекса.

В целом архитектурный и садово-парковый комплекс усадьбы Брянчаниновых сохранился до наших дней в историческом виде. Планировка усадьбы обладает характерной для эпохи классицизма продольно-осевой композицией размещения основных пространственных зон. Главный дом представляет собой прямоугольное в плане каменное двухэтажное здание размером 12x6 метров с мансардой на двух парах коринфских колонн и балюстрадой балкона. Дом объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями.

В мансарде располагались две комнаты для хозяев, второй этаж был отведен под детские комнаты, а на первом этаже находились гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей и столовая. Во флигелях размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги. Лепные украшения фасадов в виде шлемов, знамён, пик, конских голов дошли до наших дней в первоначальном виде, а из великолепного внутреннего убранства в подлинном виде сохранилась деревянная витая лестница на второй этаж. Помимо главного дома, усадебный комплекс включал в себя ряд построек. К востоку от дома располагается кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, органично вписанная в единый архитектурный стиль усадьбы. Рядом расположен фамильный некрополь рода Брянчаниновых. Некогда площадь усадьбы составляла 1965 гектаров, на которых располагались многочисленные хозяйственные постройки. До наших дней сохранились деревянная конюшня, погреб, людская и существенно перестроенный дом священника.

 

Парк усадьбы Брянчаниновых — образец ландшафтного искусства XIX века. От южного фасада главного дома он тремя террасами спускается по склону холма. На верхней террасе располагаются липовые аллеи. Вторая терраса засажена преимущественно деревьями лиственных пород. Границей между террасами служит линия фруктовых деревьев. Нижняя терраса парка представляет собой луг. Главная аллея парка начинается от партерной клумбы у южного фасада главного дома и тянется через весь парк, упираясь в большой овальный пруд. Через пруд перекинут мостик, от которого дорожка ведёт в близлежащий лесной массив. Современный парк усадьбы воспроизводит парк Брянчаниновых частично. Многие его элементы утрачены безвозвратно. Тем не менее, пройтись по старинному парку приятно в любое время года, но особенно здесь красиво в июле, когда распускаются садовые колокольчики, и осенью.

Узнал я также, что первым, кто занялся восстановлением усадьбы, был Александр Павлович Тарасов, главный врач туберкулезного санатория «Покровский. Он говорил: «Мы будем тут жить, и внуки наши будут тут жить. И корни наши тут останутся. Земля вологодская нам родная, и без нее нам никуда».

А в далекой Австралии живет праправнучатая племянница святителя Игнатия Татьяна Ватсон, которая старается бывать в усадьбе ежегодно, помогает в восстановлении храма.

Замечательно, что усадьба Брянчаниновых восстановлена, но сколько еще памятников архитектуры нуждается в помощи, в том числе в Грязовецком районе, как говорится, что имеем и того не храним. Примером служит сгинувшая в лету старинная дворянская усадьба в селе Юрове. Не будем же походить на иванов, родства не помнящих. Мне кажется, нужно в школе как можно больше говорить о нашей «малой родине», о её истории и традициях. Сейчас в школьную программу введен предмет «Литература Вологодского края». Многие мои одноклассники с удовольствием знакомятся с произведениями вологодских писателей и поэтов. Наверное, это небольшой шаг вперед на пути к изучению своего родного края, а значит, и бережному отношению к нему.

Поделиться