«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


История реставрации фресок в соборе Рождества Богородицы ( с. Ферапонтово)

40 лет прошло с тех пор, как началась реставрация фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В 1981 году после выделения Министерством культуры финансирования на проведение реставрации фресок начали проводить исследовательские работы, устанавливать леса в интерьере собора, проводить обмеры фресок и составлять картограмму их состояния. Работы проводил реставратор А.А.Рыбаков, который с 1968 по 1978 год занимался реставрацией фресок Софийского собора в Вологде.

Записи заведующей лабораторией физико-химических исследований Института реставрации о постановке проб укрепляющих материалов.
1986 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Удаление поверхностных загрязнений спирто-водным раствором через полиамидную бумагу. 2001 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Через три года к проведению работ по укреплению фресок были подключены специалисты Московского института реставрации. Им было поручено укрепление фресок Дионисия. Возникла большая дискуссия о выборе материалов и методов реставрации, которая нашла отражение даже в центральной прессе. Так, Павел Новокшенов опубликовал в газете "Известия" статью «Страсти по Дионисию» (1985, № 20), а спустя году статью «Как живется Дионисию?» (от 29.05.1986 года). Проведение научных исследований и реставрационных работ сопровождалось также повышенным вниманием со стороны союзного и республиканского министерства культуры.

Контрольный участок поверхностных загрязнений росписи полотенца после очистки. 2011 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Укрепление левкаса на изображении дьякона в жертвеннике. Реставратор И.Н. Федышин. 2005 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Укрепление красочного слоя на полотенце в алтаре. Реставратор О.М. Ревин. 2004 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Единственная полностью сохранившаяся стенопись Дионисия, которую мы привыкли называть «фреской», выполнены в смешанной технике с использованием темперы (краска со связующим пигменты веществом) в верхних слоях. Специалисты Института реставрации предложили укреплять выборочно только верхние слои в местах отставаний, используя точечное нанесение современных пластичных клеев. Этот новый подход реставратора О.В.Лелековой и вызывал наибольшие споры с профессиональной среде. В результате проведенных работ росписи Дионисия были укреплены, сохранив все оттенки своего колорита.

Интерьер собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия 1502 г. Вид на юг. 2019 год. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Процесс подклейки отставаний красочного слоя на изображении руки. 1980-е годы. Фото: Музей фресок Дионисия (с. Ферапонтово)

Поделиться