«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
info@volrest.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
info@volrest.ru


Модели софинансирования работ по реставрации многоквартирных домов, являющихся ОКН

Один из сложнейших вопросов — проведение ремонта и реставрации многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия. Российская ассоциация реставраторов впервые подняла этот вопрос на VII Всероссийской конференции по малым историческим городам, проходившей в Рязанской области. Затем были круглые столы в рамках Петербургского международного культурного и юридического форумов, обращение в Правительство и формирование рабочей группы в Комитете по культуре ГД РФ. Рассматриваемый тогда законопроект не был принят.

Не дожидаясь внесения изменений в федеральное законодательство, Москва и Санкт-Петербург пошли по пути разработки региональных законов. В результате сегодня они предлагают две модели софинансирования работ по реставрации таких домов:
- В Москве собственники могут компенсировать затраты на уже проведенные работы. На это из регионального бюджета выделяется субсидия, получить которую можно только после сдачи работ и предоставления всей необходимой отчетной документации.
- В Санкт-Петербурге разработана отдельная программа реставрации исторических фасадов. Регионом выделяется финансирование, и в рамках государственных закупок определяется подрядчик выполнения работ.

В других регионах ситуация сложнее ввиду недостатка финансирования.
Особенно большая проблема стоит с ветхими МКД, являющимися исторической деревянной застройкой. Дело в том, что расселить многоквартирный дом в соответствии с Жилищным кодексом РФ можно в случае признания его аварийным и подлежащим сносу, что и делается в случае, если дом не внесен в реестр ОКН или перечень выявленных ОКН.
Но, если это дом-памятник, то в соответствии с 73-ФЗ снос запрещен, а значит в соответствии с Жилищным кодексом не возможно и расселение. Это только одно из противоречий жилищного законодательства и законодательства о сохранении памятников. Устранить его можно было бы, внеся соответствующие изменения в ЖК РФ.

Также в соответствии с Жилкодексом РФ реставрации нет в перечне работ, финансируемых за счет средств Фонда капремонта, исходя из буквального толкования средства могут выделяться только на ремонт дома-памятника. Именно поэтому невозможно, например, вернуть первоначальный облик крышам домов в г. Выборг или отреставрировать исторические фасады домов в Петербурге за счет средств Фонда. Необходимость этих изменений также неоднократно обсуждалась. Но здесь выплывает целый ряд вопросов, на которые единого мнения нет. Должен ли в таком случае взнос на капремонт для жителей домов-памятников быть выше, если да, то на сколько или во сколько раз? Возможно эту разницу должен компенсировать регион или средства должны выделяться из федерального бюджета? В последнем случае тоже нет единого мнения. «Да, — говорят одни: «но только если этот дом-федеральная собственность». А если частная, но памятник федерального значения?

Видимо, именно финансовый вопрос тормозит урегулирование законодательных противоречий на федеральном уровне. Национализировав все имущество век назад, государство взяло на себя всю ответственность за его содержание и приучило к этому граждан. А отдав назад в 1990-е годы, уже никак не может снять с себя этой ответственности.

Источник.

На фото: онлайн-заседание Комиссии по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Общественного совета при Минстрое России, 12 марта 2021 года. Тема «Проблематика проведения ремонтно-реставрационных работ (капитального ремонта) в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия».

Поделиться