«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
info@volrest.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
info@volrest.ru


Великоустюгский государственный музей-заповедник в рубрике «Экспонат» рассказал об удивительном изразце

Перед вами рельефный печной терракотовый изразец XVIII века, изготовленный в Великом Устюге. Когда-то он был частью печного клейма, орнамент которого складывался из четырёх изразцов. На нём вы видите характерные для устюжских ремесел мотивы травы-муравы, цветов и ягод, стебля с завитками, нити бус. Изразцы с таким узором расписывали цветными эмалями и глазурями на зелёном, бело-голубом и нежно-бирюзовом фоне.

Терракотой же называют не покрытые глазурью керамические изделия. Под красными, или терракотовыми, изразцами обычно подразумевают фасадные украшения храмов середины XVII века. В коллекции Великоустюгского музея-заповедника имеются два таких широкорамочных изразца «малой руки», которые принадлежат к изразцовому декору церкви Вознесения. Вы можете увидеть их в Музее истории Великого Устюга.

Изразец, который мы сегодня вам представляем, – один из тех, что были обнаружены на территории Троице-Гледенского монастыря сотрудниками музея. Изразцы со следами побелки и сажи сохранились в подклетах Троицкого собора. Благодаря этому мы получили подтверждение, что подобные изразцы применялись в облицовке печей.

Сохранились и документы с важной для нас информацией. По сведениям Г. Н. Чебыкиной, к середине XVIII века в Великом Устюге бытовали печи, облицованные и терракотовыми (красными), и муравлеными (зелёными) изразцами. Согласно архивным данным, в 1746 году Троице-Гледенский монастырь закупил у Никиты Шубинского на 1 рубль 50 копеек «обрасцов печных красных триста». В описи имущества Троице-Гледенского монастыря за 1754 год записана «печь муравчатая обрасцовая». В 60-80-е годы XVIII века, в период расцвета изразцового промысла, Троице-Гледенский монастырь покупал расписные изразцы у Стахея, Петра и Евстафия Замараевых, Семёна Усова для перекладывания ветхих печей.

Трудно сказать, в какой из мастерских был изготовлен наш экспонат, ведь резчики форм и гончары не ставили клейм на свои изделия. Полюбившийся рельефный узор повторялся в печных наборах и в конце XVIII века. В городе в это время существовало 12 мастерских по изготовлению кирпича. Сведения об этом содержит «Ведомость о кирпишных заводах Устюга Великого» от 23 апреля 1786 года. Отдельные «заводы» производили также изразцы для облицовки печей.

Уникальный экспонат, о котором мы вам рассказали, а также многоцветные рельефные изразцы XVIII века с мотивом бутонов в завитках вы можете увидеть на выставке «Солнечные плитки» в депозитарии Великоустюгского музея-заповедника с 15 апреля по 11 мая 2021 года.

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина https://www.fondpotanin.ru

Источник

 

Поделиться