«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Доклады сотрудника АУК ВО «Вологдареставрация» Ольги Соколовой прозвучали на всероссийских научных конференциях

Доклады сотрудника АУК ВО «Вологдареставрация» Ольги Соколовой прозвучали на всероссийских научных конференциях

 

Реставрация и сохранение объектов культурного наследия - это огромный пласт научных исследований, которые позволяют приоткрыть завесу над многими белыми пятнами в истории сохранения памятников нашей страны. История отечественной реставрации постоянно привлекает внимание специалистов. Несмотря на то, что многие этапы ее развития уже нашли освещение и получили детальную разработку в трудах российских ученых, в ее изучении продолжают сохраняться некоторые лакуны, интерес к которым не утратил своей актуальности и сегодня.

Одной из форм деятельности АУК ВО «Вологдареставрация» является участие специалистов в научных, научно-краеведческих и научно-практических конференциях. Они предоставляют возможность  представить коллегам результаты своей научной работы, заявить о достижениях в истории реставрационной науки, поделиться выводами практических знаний, обменяться опытом.

Так, в ходе научной конференции «Династия Романовых - покровители искусства», проходившей 11-13 ноября 2013 года в научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в совместном докладе главного инженера АУК ВО «Вологдареставрация», художника-реставратора Ольги Александровны Соколовой и главного хранителя Вологодского музея-заповедника Елены Анатольевны Виноградовой были представлены результаты атрибуции памятника древнерусской живописи - иконы-копии с изображением избранных святых, соименных членам царской семьи. Исследование хранителя коллекции и автора реставрации открыли интересные моменты истории Вологды: «По случаю коронации Александра II в 1856 году монарху была преподнесена вологодским купечеством икона в серебряной ризе с изображением святых, соименных членам царской семьи…» Исследуемый памятник – двухсторонняя икона - небольшого размера, является копией вручаемого образа. Она находилась в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов Вологодского Свято-Духова монастыря. С 1928 года копия принятой императором иконы хранится в собрании Вологодского музея. Выявленное произведение отличается высоким уровнем исполнения и не имеет стилистических аналогов среди известных авторам произведений иконописи. При организациях выставок, икону можно будет увидеть в выставочных залах Вологодского музея-заповедника.

Традиционным становится для Ольги Александровны Соколовой и участие в конференции «Кадниковский уезд - родина пяти районов» с освещением темы сохранения живописи академического художника Платона Тюрина. Это своего рода отчет по результатам выполнения консервационных работ на храме Михаила Архангела (построена в 1770 году) Сокольского района Вологодской области, что является важными дополнениями и маленькими открытиями к творчеству удивительного профессионала живописи.

В 2013 году к началу V научно-краеведческой конференции, силами Администрации Сокольского муниципального района, Управления культуры и краеведческого музея издан сборник статей, в котором отражены материалы конференций предыдущих лет и результаты изучения богатой истории Кадниковской земли.

Наиболее значимым для художника-реставратора Ольги Соколовой стало участие с докладом «Живопись Вологодчины. Реставрация настенной живописи академического художника П.С. Тюрина» и во Всероссийской конференции по вопросам сохранения и реставрации монументальной живописи, проходившей 26-28 ноября 2013 года в Великом Новгороде.

Основная цель конференции, организованной Министерством культуры Российской Федерации, Правительством Новгородской области и Новгородским музеем-заповедником, – обсуждение актуальных проблем сохранения и реставрации произведений монументальной живописи, особенностей применяемых технологий в консервационной и реставрационной практиках, обсуждение организационно-методических вопросов функционирования отрасли в современных условиях.

Конференция собрала большое количество специалистов в области изучения и сохранения произведений монументальной живописи: художники-реставраторы, историки искусства, специалисты в области физико-химических и биологических методов исследования, климатологии, рентгенографы, сотрудники музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Пскова, Твери, Старой Ладоги, Великого Новгорода.

В темах докладов большое внимание было уделено актуальным проблемам реставрации монументальной живописи на сегодняшний день, реставрации руинированной живописи Новгорода и других городов России. Участники конференции говорили о применении цифровой метрической фотографии в реставрации, о применении лазеров в очистке и мониторинге живописи, о необходимости и возможности централизованного контроля тепловлажностных условий сохранности живописи и о многом другом.

Вологодскую область на форуме реставраторов в Великом Новгороде кроме главного инженера АУК ВО «Вологдареставрация» Ольги Александровны Соколовой представляла также главный хранитель фресок Дионисия Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Николаевна Шелкова. Ее доклад назывался «Превентивная консервация стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Проблемы и поиск решений».

Докладчики отметили значимость монументальной живописи Вологодчины наглядно и ярко отражающей многие периоды истории с ХVI по ХХ век. Стенописи имелись почти в каждом вологодском храме и во многих сохранились. Есть чем гордиться – это, прежде всего, памятник Всемирного значения - фрески мастера Дионисия. Объект культурного наследия является примером высокого уровня научной реставрации, хранения и музеефикации.

 Отличительной чертой живописи Вологодчины является ее уникальность самобытность профессионализм исполнения и достаточное разнообразие техник: масляная, фресковая, клеевая.

К великому сожалению, отмечали выступающие, живопись северных храмов нуждается в изучении и реставрации. Беспокоит отсутствие внимания к великому искусству монументальной живописи, к ее многовековой истории, разнообразии иконографических сюжетов, технико-технологических особенностей, мастерству и индивидуальности исполнителей, биографиям мастеров- монументалистов, к истории огромной отрасли - реставрации.

Хотя в Вологодской области есть результаты реставрационных работ по сохранению живописи, но многое еще надо спасать и как можно скорее. На протяжении всей истории живопись сложна была в сохранении. А в настоящее время без применения научных методов сформировавшихся к началу ХХI века ее сохранение становится невозможным. Так же современное использование в культовых, либо в музейных целях, памятников архитектуры с имеющейся в них живописью, остается актуальной и обсуждаемой на сегодняшний день.

Хочется надеяться, что проблемы, поднимаемые на конференциях научным сообществом будут приняты во внимание, их положительные решения станут подспорьем в дальнейшей работе по сохранению культурного наследия Вологодчины. 

Поделиться