«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


В Реставрационном центре имени Грабаря завершилась реставрация мундира из собрания Череповецкого музейного объединения

В Костромском филиале Реставрационного центра имени Грабаря завершилась реставрация мундира тамбур-мажора, поступившего из собрания МАУК «Череповецкое музейное объединение». Памятник является частью костюма, который дополняют брюки, кивер и жезл, также находящиеся на реставрации в Костромском филиале.

Тамбур-мажор – главный полковой барабанщик во французской и некоторых других армиях. Тамбур-мажорам полагалась особо нарядная форма с галунами и с эполетами по образцу генеральских. В униформу входила каска или кивер с красным султаном и тамбурмажорский жезл (булава) — перевитая тесьмою трость с золочёным набалдашником; этой булавой они подавали сигнал барабанщикам и горнистам начинать и прекращать играть.

Поступивший на реставрацию предмет изготовлен в 1912 году и является копией мундира образца 1814 года, согласно музейным данным. В процессе реставрации был проведён поиск аналогов обмундирования тамбур-мажоров Российской Империи XIX века. В исследовании историка Малышева С.А., посвященном военному Петербургу эпохи Николая I, опубликовано изображение тамбур-мажора Лейб-гвардии Литовского полка 1843-1844 годов, униформа которого имеет большое сходство с реставрируемыми в филиале предметами (мундир, брюки, кивер и жезл).



На реставрацию в Костромской филиал ВХНРЦ мундир тамбур-мажора поступил с общим сильным загрязнением тканей сукна мундира и подкладки, с разрушениями монтировочных швов тесьмы по воротнику, рукавам и частичным разрушением нитей переплетения тесьмы, а также с затёками красителя красного цвета и пятнами ржавчины на подкладке.

Непростым этапом в реставрации музейного предмета стала работа по укреплению мест сечений разрывов и утрат, так как все декоративные детали были настрочены, когда ткань мундира уже была соединена с тканью подкладки. При реставрации металлической основы жезла наиболее сложной работой стало исправление деформации навершия, так как доступ к внутренней стороне был минимальным из-за её грушевидной формы.

По окончании реставрационных работ все предметы, составляющие костюм тамбур-мажора Лейб-гвардии Литовского полка: мундир, брюки, кивер и жезл, были возвращены в Череповецкое музейное объединение.

Художники-реставраторы: Вера Евгеньевна Волкова, Лилия Александровна Малинина (под руководством Волковой В.Е.) и Владимир Сергеевич Малинин (под руководством Лебедева А.Ю.)

Источник: Реставрационный центр имени Грабаря

Поделиться