«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Впервые памятники наскального искусства России вошли в список ЮНЕСКО

Впервые памятники наскального искусства России вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: в ходе расширенной 44-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении в список петроглифов Белого моря и Онежского озера.

«Это один из крупнейших подобных памятников в Европе с петроглифами, документирующими культуру неолита в Фенноскандии. Серийный объект включает 33 памятника в двух составных частях на расстоянии 300 км друг от друга: 22 объекта с петроглифами на Онежском озере в Пудожском районе, на которых в общей сложности представлено более 1200 рисунков, и 3411 рисунков на 11 объектах на берегу Белого моря в Беломорском районе. Наскальные рисунки на Онежском озере в основном изображают птиц, животных, фигуры полулюдей и полуживотных, а также геометрические фигуры, которые могут символизировать луну и солнце. Петроглифы Белого моря в основном состоят из рисунков, изображающих сцены охоты и мореплавания, включая соответствующее оборудование, а также следы животных и людей. Они демонстрируют значительные художественные качества и свидетельствуют о творчестве каменного века. Петроглифы связаны с различными местами, включая поселения и захоронения», – говорится в сообщении на сайте ЮНЕСКО.

Беломорские петроглифы в 1926 году обнаружил ленинградский студент-этнограф А.М. Линевский. Их насчитывается более 3000. Самый крупный комплекс памятников, включающих порядка 2000 изображений – Залавруга (Старая и Новая). Также зафиксированы отдельные памятники на островах с различным числом изображений, от нескольких десятков до нескольких сотен: Бесовы Следки, Ерпин Пудас, Золотец и др. Основная тема беломорских петроглифов – человек и его многообразная деятельность: в многофигурных сюжетных композициях изображены сцены морской охоты, преследования зверя по снегу, множество изображений копытных (преимущественно лосей и оленей), лодок. Большая часть петроглифов датируется эпохой неолита – энеолита.


Онежские петроглифы, открытые в 1848 геологом К.И. Гревингком – одна из крупнейших зон концентрации петроглифов в Северной Европе. На восточном берегу Онежского озера, на участке длиной 21 км вдоль берега зафиксировано около 20 скоплений, включающих более 1300 изображений. Более половины изображений – водоплавающие птицы, хотя есть и фигуры лосей, оленей, медведей, волков, бобров, выдр, нерп, рыб, змей,встречаются и антропоморфные фигуры. Другой популярный мотив онежских петроглифов - диски, круги и серпы, которые ученые интерпретируют как лунарные и солярные символы. Петроглифы Онеги датируют около 3-го – 1-й половины. 2 тысячелетия до н.э.; для древнейших изображений не исключается 4-е тысячелетие до н.э. Фрагменты каменных плит с онежскими петроглифами экспонируются в Государственном Эрмитаже и Карельском государственном краеведческом музее в Петрозаводске.

Петроглифы Карелии – объект пристального изучения сотрудников Центра палеоискусства Института археологии РАН. Одним из итогов изучения беломорских и онежских петроглифов стал раздел «Северо-Запад Европейской части России» на сайте Центра «Петроглифы Северной Евразии».

Мы поздравляем наших коллег: Управление по охране объектов культурного наследия республики Карелия, Российский НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева и Карельский научный центр, благодаря усилиям которых петроглифы Карелии теперь находятся под защитой ЮНЕСКО. Рассмотреть карельские петроглифы можно на виртуальной экскурсии по выставке «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России»

Источник: Институт археологии РАН

Поделиться