«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Продолжаем знакомство с объектами культурного наследия федерального значения Великого Устюга

Сегодня на очереди рассказ об 1 объекте, который включает в себя целых 4. Что это значит? Значит, что речь пойдет о Соборном дворище или, по-другому, о Центральном комплексе соборов (Собор Успения с церковью Благовещения, Собор Прокопия Праведного, Собор Иоанна Праведного, Церковь Вознесения).

Соборный комплекс Великого Устюга расположен в центре города на берегу р. Сухоны. Главным зданием ансамбля является Успенский собор. Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий (с XVI по XIX вв.). Основная часть огромного здания храма выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию. Интерьер собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, скульптурок, венков, накладок, карнизов. Также там есть резной золоченый трехъярусный иконостас (стиль - высокое барокко). На северных и южных стенах сохранилась настенная живопись с портретными изображениями архиепископов, погребенных под "спудом" собора. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. А каменная колокольня Успенского собора построена взамен сгоревшей деревянной в конце XVII века.

Оригинал: https://santosepulcro.co.il/religious-objects/uspenskiy-sobor-velikiy-ustyug/

Вторым крупным сооружением Соборного ансамбля является Прокопьевский собор (Собор Прокопия Праведного). Первоначально церковь (в 1471 г.) была посвящена покровителям русских воинов - св. Борису и Глебу. Но затем, вновь отстроенная после пожара в 1495 г. церковь получила имя Прокопия. Украшение собора святого — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово. В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря. Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная в псевдорусском стиле. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением.

Оригинал: https://susanin.top/sight/sobor-prokopija-pravednogo

Следующий объект - собор Иоанна Праведного. Построен в 1663 году на месте одноименной деревянной церкви, расположен между Успенским и Прокопьевским соборами. Храм имел пять куполов и пристроенную с южной стороны колокольню с шестью колоколами. С 1683 года храм стал соборным. В 1830 году Иоанновский собор перестроили: были переложены своды и главы, получившие ампирные формы. В 1859 году пристроена обширная западная трапезная.

Оригинал: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%B3,_%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg

Церковь Вознесения расположена отдельно от Соборного дворища, но в государственный реестр включена вместе с вышеперечисленными памятниками. Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства. Каменная церковь возведена в 1648 году. Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения — цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.

Оригинал: https://zagran.guru/dostoprimechatelnosti-gorodov/dostoprimechatelnosti-velikogo-ustyuga.html

Источники информации: Вологодская энциклопедия. Вологда: ВГПУ, изд-во "Русь", 2006; http://turvu.ru/.

Поделиться