«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
vologdarestoration@mail.ru


Приглашаем посетить фотовыставку в Доме Левашова

Дорогие друзья. Приглашаем Вас посетить фотовыставку "Магия утраченного идеала", которая будет проходить с 15 января 2018 года в Доме Левашова по адресу: ул. Герцена, 37. Вход бесплатный, обязательна предварительная запись на посещение выставки по тел.: 72-43-78. Будем рады видеть Вас! 

"Усадьбы старые разбросаны по всей таинственной Руси ..." (Н.С.Гумилев). Дворянская усадьба в провинциальной России играла исключительную роль...усадьбы становились центрами европейской материальной, художественной, интеллектуальной и технической культуры. Усадебных поместий, к примеру, на Вологодчине на 1913 год насчитывалось 64...многие из них утрачены, но сохранившиеся до нашего времени бывшие барские дома сегодня - памятники прошлому. 
Фотографии были подготовлены по инициативе Саши Мановцевой и Максима Серегина, которые таким путем хотели донести до нас, чем поражают русские усадьбы, почти уничтоженные людьми и временем, - величие, не подвластное разрушению. 


"Фотографии русских усадеб, сделанные Сашей Мановцевой и Максимом Серегиным, - больше, чем документальные, сложнее, чем просто художественные. Магия места - вот, в сущности, объект съемки. И в лучших снимках серии эта магия торжествует, вызывая восхищение, тревожа воображение. 
Фотографии, представленные на выставке, - фрагменты книги "Русские усадьбы - место и время", подготовленной к снятию моратория на частное владение историческими памятниками. Русская усадьба в её теперешнем состоянии требует для своего воскрешения очень больших затрат, и не только материальных. Ещё нужны знания, культура, понимание важности задачи, ответственность и амбиции. Не меньшие, чем были у прежних владельцев. 
Значительность и масштаб замысла, красота архитектуры, могущество, амбиции и причуды владельцев - всего этого до сих пор не утратили "русские Версали", где каждый помещик был сам себе и всей округе королем-солнцем. Даже если от роскошных дворцов и разбитых на английский и французский манер парков остались только руины, даже если в анфиладах комнат - больничные койки, в парадном зале - столовая санатория, а на подмостках крепостных театров играет ветер. 


Любой сохранившийся фрагмент - башня парадного въезда, капитель колонны, купол домового храма, лучи парковых аллей, кариатида или грифон - свидетельствует не только о сложной гармонии и тщательной продуманности архитектурного ансамбля, но и об образе навсегда, кажется, ушедшей жизни русского дворянства в пору его исторического торжества, о его богатстве культуре и власти. И это отлично передают фотографии, доведенные до предельного драматизма. 
Подчеркнутый черно-белый контраст, резкий ракурс, напряженный фон - тревожное облачное небо или ночная темень. Каждый кадр выстроен эпически, как того и требует объект съемки - русская усадьба в начале нашего века, устоявшая перед стихиями - природной и человеческим варварством, существующая за гранью бытия, но до последнего кирпича сохраняющая достоинство и память о былом величии. 
Специалисты по культурному наследию считают, что памятник лучше всего сохраняется, если он выполняет свои первоначальные функции, то есть в церкви надо служить, на конном заводе - разводить племенных жеребцов, а в поместье жить, хозяйствовать и принимать гостей." 

© Ольга Кабанова

Поделиться