«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
info@volrest.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
info@volrest.ru


Церковь Константина и Елены (1690 г.)

Сегодня мы подробнее поговорим об одном из памятников Верхнего посада – о церкви Константина и Елены (пр. Победы, д. 85). Церковь была построена в 1690 году (на месте деревянной Дмитриевской церкви) и до сих пор считается одним из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII века стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. 

Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, в нём размещались учреждения культуры и трикотажная фабрика. Интерьер храма был разграблен, внутри находился склад хозяйственного магазина. В 1997 году храм был возвращён Русской православной церкви, было начато его восстановление. В 1998 году возобновились регулярные богослужения в нижней церкви, с 2008 года снова действует и верхняя. 10 апреля 2008 года на колокольню подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 кг, привезённых из Тутаева. 

Общая композиция храма, расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой, также как и детали внешнего декора — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни — типичные для узорочья черты архитектуры. Ампирный купол над крыльцом — позднейшая перестройка. По композиции фасадов церковь не имеет прямых аналогий среди вологодских храмов, что позволяет предполагать, что она построена приезжими мастерами. В верхнем храме имелся пятиярусный иконостас с тонкими резными досками (вероятно, современными храму) в верхних ярусах и позднейшего происхождения барочными колонками в нижних. В советское время иконы из закрытого храма были перенесены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ). 

Силуэт храма со ступенчатым нарастающим к центру ритмом масс привлекает внимание своей оригинальностью и изящностью пропорций. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-входом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошно крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразных столбах, на них – более поздний ампирный купол, увенчанный небольшой главой с крестом. 



Общую живописность церкви Константина и Елены еще более усиливает стройная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу паперти храма. Она представляет собой блестящий образец подобного рода сооружений Вологды. Построена колокольня одновременно с самим храмом. Состоит из трех ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Верхний восьмерик является открытым ярусом звона, образованным арками с килевидными завершениями и простенками, украшенными тройными полуколонками. Колокольню завершает легкий шатер с окнами-слухами и маленькой главкой. Искусствовед Г. К. Лукомский писал так:

«Звонница прелестного силуэта и не испорчена переделками». 

По материалам: Г. К. Лукомский «Вологда в её старине», Гладышева Е. В. «Иконы Вологды XIV—XVI веков», Рыбаков А. А. «Художественные памятники Вологды XIII — начала XX века», Баниге В., Перцев Н. Вологда. М.: «Искусство», 1970 г., cultinfo.ru

Поделиться