Вологда, ул. Герцена, 37
/ (8172) 72-13-65
info@volrest.ru
Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
info@volrest.ru
Кратко об историко-культурной экспертизе земельных участков
Государственная историко-культурная экспертиза регламентируется положениями (прежде всего глав V и VI) Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1] и «Положением о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 [2]. Схема взаимодействия заинтересованных сторон может быть представлена в виде наглядной блок-схемы [3].
Наиболее распространен случай, когда орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на конкретном интересующем застройщика земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных и иных работ, объектов культурного (археологического) наследия (включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия); в связи с этим в соответствии со ст. 29 и 30 №73-ФЗ возникает необходимость проведения историко-культурной экспертизы указанного земельного участка. Эти работы состоят из двух последовательно проводимых этапов: полевых археологических исследований (разведок), в результате которых определяется наличие или отсутствие на участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (этап 1), и собственно историко-культурной экспертизы (этап 2).
Согласно п. 2 ст. 31, оплачивает проведение экспертизы заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе. Согласно п. 9 ст. 36 №73-ФЗ, спасательные археологические полевые работы на объекте археологического наследия, а также иные работы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия проводятся за счет средств заказчика, технического заказчика (застройщика) строительства.
Стоимость и сроки мероприятий могут быть рассмотрены на примере экспертизы земельных участков в г. Вологде.
1 этап. Археологические исследования
Полевые работы может вести археолог, получивший в Министерстве культуры России именное разовое разрешение на ведение полевых археологических исследований одного из видов (разведки, наблюдения, раскопки) на конкретном объекте (или нескольких объектах) в конкретный период – т. н. открытый лист. Открытый лист может быть выдан на несколько конкретных объектов одновременно; он имеет указанный на нем срок действия, в течение которого должны быть выполнены полевые исследования. Заказ открытого листа осуществляется археологом как физическим лицом или в качестве сотрудника предприятия; эта процедура занимает 30 календарных дней [4]. В составе комплекта документов для заказа открытого листа должна присутствовать копия договора или оферты, подписанной заказчиком и исполнителем работ, с определением объекта (объектов) и срока работ.Методика полевых археологических работ регламентируется «Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации» [5].
Методика, объём и сроки полевых археологических исследований определяются археологом в соответствии с указанной нормативно-правовой и методической документацией, исходя из правового статуса и особенностей участка. Рассмотрим ниже несколько альтернативных вариантов. Статус участка должен быть указан в письме регионального органа охраны объектов культурного наследия (в Вологодской обл. – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области [6]), которое предоставляется по запросу заказчика строительства или проектной организации по одной из типовых форм [7].
Состав и в соответствии с ним стоимость археологических исследований определяются на основании утвержденного Министерством культуры РФ документа – Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. М., 1991 (СЦНПР-91) [8]. Письмом Министерства культуры РФ от 13.10.1998 № 01-211/16-14 установлен коэффициент 14,6 к ценам СЦНПР-91 [9]. Письмом Министерства культуры РФ от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ установлен дополнительный коэффициент 4,0 к указанным выше расценкам [10]. Существенно отметить, что указанные ценовые показатели и нормативы введены для расчета начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, а окончательная цена работ может быть определена по результатам конкурсных процедур или договорным путем.
1а) Земельный участок расположен за пределами объекта культурного (археологического) наследия (состоящего в реестре, выявленного или обладающего признаками). Объём работ определяется исходя из размеров земельного участка: из расчёта не менее 1 шурфа на 1 км протяженности линейного объекта, или не менее 1 шурфа на 1 га площади площадного объекта [11]. Необходимое количество шурфов определяет археолог, руководствуясь особенностями местности. Стоимость полевых археологических исследований можно приблизительно оценить исходя из прилагаемых сметных расчётов (данные о приведенной в них стоимости работ сведены в таблицу). Расчеты различаются количеством шурфов и ведением работ в благоприятный или неблагоприятный период (для Вологодской обл. – с 10 октября по 10 мая). Необходимо обратить внимание, что приложенными расчётами принята типичная для региона минимальная (до 1,4 м) мощность культурного слоя; при его большей глубине и/или с учетом других параметров стоимость полевого этапа археологических исследований может возрастать. Так, в случае расположения обследуемого земельного участка за пределами г. Вологды, стоимость проведения исследований несколько возрастает в связи с необходимостью выплаты командировочных расходов, проезда и проживания.
1б) Земельный участок располагается в пределах объекта культурного наследия. Объектов культурного наследия (памятников археологии) на территории г. Вологды четыре:
– «Городище XII–XV вв. – место основания г. Вологды» (Об утверждении границ объекта культурного наследия федерального значения «Городище XII–XV вв. – место основания г. Вологды». Приказ Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области №248 от 16.08.2012);
– «Культурный слой г. Вологды в границах крепости XVI века» (Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 г. № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ»);
– «Культурный слой Заречной части г. Вологды ХV–ХVII веков» (О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия выявленный объект археологического наследия «Культурный слой Заречной части города Вологды XV–XVII веков». Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 385-О от 23.11.2016 г.); [12]
– «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI – первой четверти XVIII веков» (О включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия выявленный объект археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада города Вологды XVI – первой четверти XVIII веков». Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области № 359-О от 17.11.2017 г.) [13].
На территории объектов культурного наследия методика полевых археологических исследований и порядок их проведения иные. Методика может варьироваться: необходимо либо ведение археологических наблюдений в ходе строительных работ (в том случае, если археологическими методами ранее установлен поврежденный характер культурного слоя на земельном участке – например, когда речь идет о перекладке существующих коммуникаций), либо ведение значительно более дорогостоящих и продолжительных археологических раскопок на всей застраиваемой площади. Как правило, целесообразно сочетание этих методик: вначале выполняется закладка разведочных шурфов, а по результатам их вскрытия устанавливается необходимость ведения на остальной части земельного участка либо раскопок, либо наблюдения. Методику полевых археологических исследований разрабатывает археолог; стоимость, сроки и порядок ведения работ в зависимости от выявленных конкретных условий (прежде всего, площади исследований и мощности слоя) значительно варьируют. Применение той или иной методики обосновывается в разрабатываемом археологом разделе проектной документации, обосновывающем меры по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия (вариант: проекте организации спасательных археологических исследований). Указанная документация проходит согласование регионального органа охраны объектов культурного наследия путем историко-культурной экспертизы.
2 этап. Историко-культурная экспертиза
Выполняется экспертом, аттестованным Министерством культуры России. Актуальный список экспертов с их контактными данными и установленными для них объектами экспертизы публикуется на странице Департамента государственной охраны культурного наследия на сайте Министерства культуры Российской Федерации [14].
Согласно подпункту «ж» пункта 11(1) Положения, одним экспертом экспертиза проводится в отношении ряда наиболее распространенных объектов, в том числе:
«д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее – органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия;
е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
ж) документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия» [15].
Подготовленный экспертом акт государственной историко-культурной экспертизы имеет вид файла формата PDF, заверенного электронно-цифровой подписью эксперта. PDF-файл акта вместе с PDF-файлом документации (в соответствии с которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке; либо раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия или проекта организации спасательных археологических исследований) на электронном носителе (как правило, компакт-диск) с сопроводительным письмом заказчика экспертизы направляется в региональный орган охраны объектов культурного наследия (в Вологодской обл. – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области) для согласования. Срок прохождения согласования в региональном органе охраны объектов культурного наследия определен ст. 29 и 30 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе». В течение 5 рабочих дней со дня получения акта (заключения) экспертизы оно должно быть размещено для общественного обсуждения на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия в сети интернет. Затем орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в электронной или письменной форме в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы. В течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия должна быть размещена сводка предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции госоргана. По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, выдавая заказчику экспертизы соответствующее письмо. Таким образом, рассмотрение акта экспертизы органом охраны объектов культурного наследия занимает от 22 до 45 календарных дней.
Стоимость подготовки экспертом акта историко-культурной экспертизы (земельного участка; либо документации, в соответствии с которой определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке; либо раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия или проекта организации спасательных археологических исследований) на основании предоставленного заказчиком работ отчета о выполненных археологических исследованиях (см. этап 1) составляет от 10 до 40 тыс. руб. в зависимости от сложности участка (обоснование стоимости – договор-аналог). Оплата может быть произведена по договору подряда с физическим лицом, или по договору с юридическим лицом.
При планировании сроков работ необходимо учитывать следующую обоснованную выше минимальную протяженность их этапов:
1) заказ археологом открытого листа в Министерстве культуры РФ (30 календарных дней с момента подписания оферты или договора); параллельно могут быть выполнены предварительные историко-архивные исследования;
2) полевые археологические исследования – разведки (1–10 дней, в зависимости от объема и сложности);
3) составление краткого научного отчёта и подготовка на его основе акта историко-культурной экспертизы (3–10 дней, в зависимости от объема и сложности);
4) прохождение акта историко-культурной экспертизы через процедуру общественного обсуждения на сайте регионального органа охраны памятников с выдачей соответствующего письма (не менее 15 рабочих, т.е. не менее 22 календарных дней).
_____________________________________________________________________________________________________________________
[1] Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/
[2] Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» http://base.garant.ru/195985/#ixzz51KfCp5dR
[3] Письмо заместителя министра культуры Российской Федерации от 03.08.2017 г. № 236-01.1-39-ОР. https://www.mkrf.ru/documents/236-01-1-39-or-/
[4] Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов культурного наследия. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 г. №127 (с изменениями и дополнениями от 17.06.2016 г.). П. 12. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-20022014-n-127/
[5] Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утверждено постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 г. № 85). http://www.archaeolog.ru/media/2014/polozhenie_opi_v0915.pdf
[6] Региональный специально уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области. 160000, г. Вологда, ул. Герцена, 37. http://vologda-oblast.ru/vlast/ispolnitelnaya_vlast/komitet_po_okhrane_obektov_kulturnogo_naslediya_vologodskoy_oblasti/o_organe/
– приемная: (8172) 23-00-93 (доб. 1851) okn.vo@gov35.ru
– консультант (объекты археологического наследия, историко-культурная экспертиза) Тихова Светлана Владимировна (8172) 23-00-97 (доб. 1845) TikhovaSV@gov35.ru
– главный консультант Русанов Даниил Николаевич (8172) 23-00-97 (доб. 1842) RusanovDN@gov35.ru
– председатель: Кукушкина Елена Николаевна (8172) 23-00-97 (доб. 1851) KukushkinaEN@gov35.ru
[7] Письмо заместителя министра культуры Российской Федерации от 02.11.2016 г. № 337-01-39-НМ. http://pravo.roskultura.ru/documents/1212786
[8] Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. М., 1991 (СЦНПР-91). http://meganorm.ru/Index2/1/4293777/4293777019.htm
[9] Письмо Министерства культуры РФ от 13.10.1998 № 01-211/16-14. http://ipravo.info/russia2/zakon48/051.htm
[10] Письмо Министерства культуры РФ от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70032198/
[11] Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов культурного наследия. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 г. №127 (с изменениями и дополнениями от 17.06.2016 г.). П. 12. http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-20022014-n-127/
[12] http://docs.cntd.ru/document/446246488
[13] http://www.pravo.gov35.ru/Law/SearchResult?DatePub=17.11.2017
[14] Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы // Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы // Министерство культуры Российской Федерации (сайт). https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_gosudarstvennoy_okhrany_kulturnogo_naslediya/activities/409746/
[15] Положение о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569). П. 11(1), пп. «ж».